Не так давно в новостных лентах появилась небольшая заметочка. Можно сказать, пробежала, особо никого за душу не зацепив. Вот она, буквально пара строчек: На днях российская полиция обнаружила склад контрафактных автозапчастей в Ленинском районе Московской области. При обыске склада было обнаружено поддельной продукции на сумму около 54 миллионов рублей.
И правда, чего уж там, по сравнению с другими новостями, мелочевка… Никто не погиб, дом не рухнул, цистерна с химикатами не взорвалась… Но, на самом деле, это, друзья мои, очень и очень симптоматичный звоночек. Российский рынок просто наводняют «левые» запчасти. А теперь представьте себе, что эта поддельная «железяка» установлена именно на вашей машине. В лучшем случае она отработает меньшее время, а в худшем – даже страшно представить, что может произойти, если, например, рулевая тяга развалится на трассе при скорости за сотню… Ну как? Все еще считаете эту новость мелочевкой? А правоохранители, между тем, бьют тревогу: это не единичный случай раскрытия подпольной группы по производству и сбыту контрафактных автомобильных запчастей и далеко не самый последний. Проблема подделки автозапчастей в России существует уже давно, и пока борьба с ней не приносит явных результатов. По имеющимся данным, объемы реализации контрафактных автозапчастей не уступают тем же показателям сбыта пиратской аудиопродукции. В зависимости от региона и наименования автомобильных запчастей, объем продаж их поддельной продукции составляет 30-90 процентов. И эта цифра растет год от года. Ежегодная сумма ущерба правообладателей в среднем составляет порядка 2 миллиардов долларов США. При этом существенную долю в объеме реализации контрафактной продукции составляют автозапчасти к российским автомобилям. Примерно такая же доля приходится на автомобильные запчасти к корейским и японским автомобилям. Наиболее часто подделываемыми деталями являются быстроизнашивающиеся автозапчасти, в частности детали подвески, рулевые тяги и тормозные колодки. В тоже время эти детали являются и наиболее важными для безопасности автомобиля. По словам правоохранителей, импорт поддельных автозапчастей стоит на третьем месте после мобильных телефонов и бытовой техники.
Самое страшное во всем этом то, что от покупки контрафакта не застрахован даже тот, кто покупает запчасти не на рынке, а, например, в большом автомагазине. Дело в том, и это ни для кого не секрет, что продавцы стремятся получить максимальную прибыль. А как это сделать? Тут есть два пути: продать подороже и найти поставщика подешевле. В кармане продавца осядет тем больше, чем больше разница между входной ценой и ценой продажи. Элементарно. И вот здесь у недобросовестных продавцов возникает соблазн купить совсем-совсем дешево. И вот тогда на прилавках и появляются неизвестного происхождения железки, украшенные, тем не менее, логотипами уважаемых автопроизводителей.
С другой стороны, жизнь сегодня, мягко скажем, подорожала. И вполне понятно желание среднестатистического автолюбителя уменьшить расходы на содержание своего железного коня. Поэтому он, автолюбитель, тоже ищет запчасти подешевле, тем самым провоцируя недобросовестных дельцов, ибо спрос, как известно, рождает предложение. Хочешь дешевые запчасти? На! Какие проблемы-то?! Только давайте помнить одну нетленную истину – бесплатный сыр где? Ага, то-то и оно. Качественное не может быть уж совсем дешевым. Производители автозапчастей отчасти винят в увеличивающихся объемах реализации контрафактной продукции самих покупателей. Автовладельцы добровольно приобретают поддельные автомобильные запчасти, прельщаясь их дешевизной. Очень часто поддельные автозапчасти стоят в 2-3 раза дешевле оригинала. Кроме того, контрафактная продукция зачастую появляется на внутреннем рынке страны гораздо раньше своего оригинала. Автовладельцы же винят в сложившейся ситуации самих производителей, так как те не торопятся снижать цену на свою продукцию. Многие потребители считают, что производителям необходимо перенести часть своего производства в Россию, чтобы внутренний рынок смог насытиться оригинальными автомобильными деталями. Тогда и оригинальные запчасти станут на порядок дешевле в силу больших объемов реализации, и подделки потеряют свою актуальность.
Сегодня, напомним, при ремонте автомобиля, вы имеете полное право приехать в сервис со своими запчастями. Но тогда – будьте предельно внимательны. Для того чтобы не попасть при покупке автомобильных деталей на контрафактную продукцию важно обращать внимание на упаковку, фирменную маркировку и голограммы, а также на сами детали. Если на упаковке вы обнаружили незнакомые логотипы или неразборчивый мелкий шрифт о продукции и ее производителе, значит, в руках у вас контрафактный продукт. Правда, далеко не всегда самостоятельная покупка запчастей в магазине даст желаемую экономию, тут тоже есть тонкости и хитрости. Не так давно один мой приятель покупал в одном автомагазине комплект для ремонта двигателя. Уже купил, уже расплатился, уже уехал и только тут сообразил, что забыл приобрести еще кое-что. А тут как раз мимо «официалов» едет. Остановился, зашел, купил. А заодно поинтересовался – сколько стоил бы здесь, в официальном автосервисе комплект запчастей. И тут выяснилось поразительное: в автомагазине мой приятель переплатил по разным позициям от 10 до 14 процентов. Магазин запчастей оказался дороже официального сервиса!!! Такое, к сожалению, тоже бывает, разброс цен составляет порой очень приличные цифры.
Эффективная борьба с поддельными автомобильными запчастями возможна только при согласованных действиях всех трех сторон: государства в лице правоохранительных и таможенных органов, производителей и автовладельцев. Первые должны осуществлять четкий контроль над ввозом автомобильных деталей и пресекать деятельность подпольных производителей. Сами производители должны способствовать росту объемов реализации собственной продукции. Но пока, к сожалению, повторимся – нам предлагают слишком много контрафакта. Поэтому, если вы дорожите собой и своим автомобилем, добрый вам совет: ремонтируйтесь у «официалов». По крайней мере, официальные дилеры заведомо приобретают оригинальные запчасти у настоящего производителя. И, кстати, на поверку это далеко не всегда выходит чрезмерно дорого. Ну, как вариант, вы просто можете приобрести у дилера необходимые запчасти, сегодня такую услугу предлагают многие, например, автоцентр «Демидыч» на Спешилова, 61 с удовольствием снабдит вас нужными деталями к любому авто китайского производства. И это точно будут оригинальные запчасти. Причем по совершенно вменяемой цене. Словом, экономьте с умом и берегите себя!
Игорь Гиндис по материалам сайта ak-mag.ru