Для начала быстренько объясню при чем здесь партизаны, чтобы сильно потом не отвлекали... Те, кто постарше – прекрасно помнят песню в исполнении ВИА «Песняры». Длинноусый солист пел: «Молодость моя, Белоруссия… Песни партизан, сосны да туман…» Так вот, партизаны – потому что Белоруссия. Именно там в последних числах сентября развернулась двухдневная история под названием «новый CHERY TIGGO FL». Официально это называется пресс-тур. Когда автомобильная компания приглашает журналистов из автомобильных изданий и дальше вся стая товарищей отправляется в различные поездки, испытывает машины всякими дорожными или внедорожными условиями… Словом – жутко интересно. Оглядываясь назад понимаю, что всего-то два дня вместили в себя приключений и впечатлений на хорошую неделю. Впрочем, давайте по порядку.
Итак, прилетели. Сразу же с порога приключения и начались. Вообще я понимаю, что журнал автомобильный, но я все равно буду, пожалуй, писать подряд, перемешивая машину и дорожные впечатления. Но, с другой стороны, так будет правильнее, так сказать, в порядке поступления впечатлений. Итак, для тех, кто не в курсе, с Белоруссией у нас обмен безвизовый, более того, загранпаспорт, в принципе, не нужен. Прилетел – да и ладно, никаких проблем, иди багаж получать, как на обыкновенном внутреннем рейсе. Ну мы стайкой и пошли. Но тут случился казус у законопослушных китайцев. Летели через Москву, там была точка сбора. Журналисты из Перми, Уфы, Казани, Тольятти, откуда-то еще ребята были… И там к нашей группе присоединились представители из КНР и москвичи из представительства CHERY. Москвичи-то россияне, а вот граждане Поднебесной… Уже выйдя из аэровокзала, они вдруг сообразили, что государство-то другое и неплохо бы уладить формальности, мало ли что… Белорусские пограничники визу выдали, но за незаконное пересечение суверенной границы впаяли-таки гостям из Китая штраф. По сто тысяч каждому. К счастью, белорусских рублей, в пересчете на наши – примерно три с половиной сотни всего лишь, так что отделались ребята, считай, легким испугом…
Ну а на стоянке перед аэропортом нас уже ждали-дожидались новенькие «Тигги», общим числом пять. Побросали пожитки в багажники (вошли легко, впрочем, подробности о машине, пожалуй, попозже) и поехали. Причем если кто-то думает, что поехали мы заселяться в отель и поспать с дороги – так ничего подобного. Наш путь лежал в поселок Боровая. Неофициальное название этого места – Гоночное Сердце Беларуси. Вот именно так, все слова с большой буквы. В Боровой находится целый комплекс белорусского ДОСААФ, включающий и спортивно-техническую школу и много еще чего. И главное – сразу несколько трасс, как гоночных, так и кроссовых. Ну, собственно говоря, так и начался наш тест-драйв, поскольку за руль уселись журналисты. Вот все-таки пресс-тур существенно отличается от обычного тест-драйва. Ну сколько времени тебе дают на тест-драйв? Ну час, ну полтора… А здесь – знай себе, крути баранку, да напитывайся впечатлениями.
Да, чуть не забыл: нам предложили для тест-драйва новые CHERY TIGGO FL с двигателем 1,6 и механической коробкой. Честно говоря, думал поначалу, что для такой машины движок слабоват. Мало ли, что там в технических данных написано 126 лошадей, где им всем там размещаться-то, лошадям-то этим в таком маленьком моторчике… Поэтому, выезжал на трассу с неким предубеждением, внутренне готовый к тому, что машина будет если не откровенно «тупить», то особой динамики все равно не покажет. Через десяток километров выяснилось, что лошади на месте все до единой, все 126 штук, как и было заявлено производителем. CHERY TIGGO FL бежала по трассе бодро и резво.
На белорусских загородных автодорогах лимит скорости побольше, чем в России. Разрешенная «максималка» – 120 километров в час. Плюс к этому еще 10 км/ч сверх лимита штрафами не облагаются. Так что 130 можно ехать вообще не задумываясь. Больше – не советую. Нет, машина-то справится. Вы только никому не рассказывайте, я на одном уж совсем хорошем участке не отказал себе в удовольствии «топнуть» и сравнительно легко «раскочегарил» до 160. Просто белорусские ГАИшники очень похожи на европейских: договориться с ними нереально, они просто этого не понимают. То есть совсем. Работают по формальному признаку: есть нарушение – получи по рогам согласно прейскуранту. А штрафы за нарушение ПДД в Белоруссии достаточно высокие. Поэтому спокойно поехали со скоростью 120 – 130. Собственно, рассказывать-то нечего: ехали, да и все. Машина прекрасно держала дорогу, не вызывала проблем при обгонах, эффективно тормозила, руля слушалась как прилежная отличница-первоклассница. Размещение в водительском кресле тоже не вызвало нареканий: помимо стандартных настроек вперед-назад и спинка вверх-вниз есть еще дополнительная регулировка самого сиденья по высоте, поэтому подогнать его так, чтобы все было видно и «хвост» при этом не затекал можно без особых проблем. С тех пор, как я однажды сломал себе копчик, я очень трепетно отношусь именно к этой части автомобиля, потому что неудобная посадка или неудачно подобранная жесткость сиденья через час-полтора непременно отзовется ноющей болью в пояснице. Здесь же, повторюсь, с этим все прекрасно.
Пока я рассказывал про белорусскую ГАИ и про сиденья мы уже успели доехать до Борового, благо от аэропорта это сравнительно недалеко. Здесь нас ждала кроссовая трасса. CHERY TIGGO FL заявлен не как полноценный внедорожник, а как кроссовер. Но и кроссовер должен уметь съезжать с асфальта. Грунтовка с кочками, даже с трамплинчиками, лужи, словом отличный джентльменский набор для того, чтобы полноценно испытать автомобиль и понять, на что он способен. В процессе испытаний чертыхнулся 18 раз, губу прикусил трижды, один раз достаточно больно, когда скакнул-таки на трамплинчике… Машина же, если не считать того, что была она уплюхана грязью по самое не хочу, вытерпела все весело и беспроблемно. Опять же, руля слушалась, подвеска отрабатывала нормально, двигатель не захлебывался. И никто в грязи не застрял, даже девушки… Порадовали дневные ходовые огни: не слепящие, но яркие. Когда вся «морда» уже была залеплена грязью и фары в принципе видно бы не было, белые светодиоды прекрасно через нее пробивались. Так что будущего владельца будет видно на дороге даже после грязевой ванны, если он в нее когда-нибудь попадет. А это зачетный фактор, безопасность – это наше всё, я не иронизирую.
После такого издевательства машинки имели право на душ и отдых. Да и мы, честно говоря, уже подустали малость: разница во времени с Минском у нас три часа, так что час дня по местному времени это четыре по нашему. Есть хочется… Там же, в Боровом, размещается аэроклуб ДОСААФ и первый в Белоруссии авиамузей под открытым небом. Туда и направились. Неспешно пообедав в расположенном там же ресторане (вкусно кормят, между прочим!) с удовольствием погуляли по музейной площадке: а кто бы отказал себе в удовольствии потрогать руками настоящие самолеты и вертолеты, заглянуть в кабину… Кто? Молчите? То-то же… Пока мы обедали и гуляли по музею, машинки помыли и они снова ждали нас, готовые к дальнейшему путешествию.
Надо отдать должное принимающей стороне, ребята смогли очень удачно совместить полноценный тест-драйв на несколько сотен километров с белорусскими интересностями. В этой небольшой республике много чего произошло в разное время и, естественно, нашло свое отражение в белорусских музеях и мемориальных комплексах. Нашим следующим пунктом назначения стала Хатынь. Самой деревни с таким названием нет ни на одной карте: она была уничтожена фашистами в 1943 году. Дотла. Вместе с жителями. Вообще война прокатилась по Белоруссии огненным катком, таких историй можно рассказать сотни. И поэтому, в память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в Логойском районе Белоруссии и был создан мемориальный комплекс «Хатынь». Это очень невеселое место, но приличный человек, если он приехал в Беларусь, должен там побывать…
Из Хатыни наша дорога лежала в отель, расположенный на берегу Минского моря. Больше ста километров дороги были принципиально проложены по сельским проселкам, тест-драйв все-таки. Поэтому дорога выглядела так: асфальт… гравийка… когда-то был асфальт… грунтовка… асфальт… опять грунтовка… Словом – вся классика жанра в полной мере. Всю эту дорогу мы преодолели с достаточно приличной скоростью, подвеска в очередной раз доказала свою упругость и готовность воспринимать толчки и неровности. В мысленно заведенной зачетной книжке появилась еще одна «пятерка», машинка молодец.
Первый день оказался насыщенным до упора, и, казалось, больше в него уже нельзя включить ничего, но гостеприимные хозяева постарались и смогли. После того, как мы наконец-то раскидали вещички по номерам отеля и смыли с себя дорожную пыль, нас пригласили в конференц-зал и началась презентация новой машины.
Хотя производитель заявил CHERY TIGGO FL как «обновленный», по сути, учитывая количество и серьезность новаций, это машина именно новая. В привычный нам с 2005 года CHERY TIGGO было внесено более 30 изменений. Некоторые из них заметны сразу: поменялось оформление передка и задней части автомобиля. Новые бамперы увеличили и без того не малую геометрическую проходимость. Другая решетка радиатора, другая головная оптика, к фарам и поворотникам добавились дневные ходовые огни, которых не было в предыдущей версии машины (повторюсь, очень качественные и яркие, как выяснилось во время тест-драйва в грязевой ванне на полигоне).
Изменился замок капота – исчезла тяга, торчащая сквозь радиаторную решетку, теперь, чтобы открыть капот, нужно нажать скрытый под ним рычажок, как на подавляющем большинстве автомобилей. Сам капот, надо сказать, тоже претерпел некоторые изменения, снизившие лобовое сопротивление при движении, что выливается в снижение расхода топлива и больший акустический комфорт.
Весьма существенно изменилось убранство и эргономика салона. Кардинально поменялся щиток приборов. Новая черная (вместо прежней белой) приборная панель легче и проще считывается, добавился довольно крупный экранчик бортового компьютера с крупным шрифтом. На центральной консоли все рукоятки и кнопочки передвинулись вверх и до любой из них легко дотянуться, не меняя посадки в кресле. При этом центральная консоль получила очень удобную и довольно вместительную нишу для «мелочевки». В моем случае туда замечательно ложились очень крупный телефон и пачка сигарет. (Никакой пропаганды! Минздрав предупреждает!) Поменялось и рулевое колесо. Крупнее и удобней стали кнопки управления мультимедиа, сам руль отменно лежит в руках – это, я считаю, важно.
Обращает на себя внимание салонное зеркало заднего вида. С одной стороны, удобное для всех антибликовое покрытие и ночной режим, с другой – компас, датчики давления и высоты над уровнем моря делают его приятным гаджетом для путешественников. Что еще заслуживает упоминания? Пожалуй, измененный подстаканник в центральной консоли, держатели для бутылок в карманах дверной обшивки, кнопки управления стеклоподъемниками… Словом, если свести все это к двум словам, то вот они: стало удобнее. Гораздо удобнее, чем было в старом TIGGO.
Перебираемся на задние сиденья, благо они тоже получили существенные изменения как в плане безопасности, так и в сфере эргономики и комфорта. Новые L-образные подголовники с жесткими вставками увеличивают безопасность задних пассажиров и делают поездку более комфортной. В отличие от предыдущей версии добавлен центральный подголовник для третьего пассажира. Улучшена спинная поддержка задних сидений, а также появилась боковая поддержка для двух задних пассажиров, добавлены дополнительные ниши для мелочей, включая карманы для документов на спинках передних кресел.
Словом, CHERY TIGGO FL внешне существенно отличается от предшественника, но все же главными можно назвать изменения, которые на первый взгляд не видны. Заглянем под капот. Новый двигатель (совместная инженерная разработка с компаниями из Австрии и Германии) объемом 1,6 л примечателен двумя особенностями: внедрением технологий DVVT — двойное изменение фаз газораспределения и VIS — изменение длины впускного коллектора. DVVT — обеспечивает устойчивость работы двигателя во всем диапазоне оборотов, а так же повышение КПД двигателя, вместе с тем повышая экономичность и снижая вредные выбросы. VIS – обеспечивает стабильную тягу автомобиля благодаря улучшенному наполнению камеры сгорания воздухом во всех режимах работы мотора.
Для достижения максимального крутящего момента на низких оборотах используется длинный канал впускного коллектор, создающий эффект «наддува», а на высоких оборотах максимальная мощность достигается при подаче воздуха по короткому каналу впускного коллектора. Регулировка длинны коллектора производится с помощью электронного клапана управления. В новом двигателе применен надежный цепной привод распредвала с автоматическим гидравлическим натяжителем цепи. Вторая цепь с коленчатого вала осуществляет привод масляного насоса. При этом сам двигатель стал легче. Что же до мощности – повторюсь, при сравнительно небольшом объеме 1,6 литра мотор выдает внушительные 126 «лошадок».
На первых порах CHERY TIGGO FL поставляется с 5-ступенчатой ручной коробкой передач, но в недалеком будущем ожидается вариатор. Причем с возможностью перехода на ручной режим, стало быть, с адаптацией под любой стиль вождения. Компания CHERY производит вариаторы на базе компонентов известной немецкой компании BOSCH, а фрикционы поставляются из Японии. Для повышения возможностей вариатора по передаче крутящего момента в трансмиссию был интегрирован гидротрансформатор, а полимерный клиновой ремень заменен на полностью металлический.
Существенное внимание уделено безопасности. Высокая прочность кузова обеспечивает технология штамповки боковин кузова из цельного листа металла, что уменьшает риск заклинивания дверей при аварии. Передняя и задняя части автомобиля включают в себя энергопоглощающие зоны, которые призваны поглощать энергию удара при столкновении, защищая тем самым салон автомобиля от серьезной деформации при аварии. Силовые элементы безопасности расположены и в дверях. Двери имеют встроенный мощный брус безопасности, который защищает пассажиров от травм при боковых ударах. Добавим к этому две подушки безопасности и ремни с преднатяжителями и получается очень даже надежно. Активную безопасность обеспечивают дисковые тормоза и системы ABS и EBD в сочетании с большими зеркалами и высокой посадкой.
И, прежде чем мы отправимся дальше колесить по белорусским дорогам, два слова о подвеске. Tiggo FL базируется на легковом шасси, настройками которого занималась британская компания MIRA, специализирующаяся на доводке подвесок автомобилей таких брендов как BMW, Lexus и Mercedes. Передняя подвеска типа Макферсон настроена для максимально комфортного управления автомобилем на городских дорогах и легком бездорожье. Настройки сочетают благоприятное изменение развала для стабилизации машины в поворотах в сочетании со стабильностью колеи для уверенного движения по прямой.
Задняя подвеска – независимая многорычажная. При проектировании многорычажная независимая подвеска позволяет варьировать ширину колеи, угол развала и высоту поперечного крена, что обеспечивает отменную управляемость. Инженеры компании MIRA рассчитали податливость рычагов и жесткость шарниров для придания оптимальных свойств этой универсальной конструкции.
Строго говоря, мы еще долго и, практически, «по винтику» разбирали на презентации новый CHERY TIGGO FL, в том числе подробно поговорили про стоимость владения (кстати весьма щадяще и гуманно), особенностях ТО, но просто не хочу перегружать вас многочисленными техническими подробностями, благо в Перми (Уфе) есть специально обученное место, где можно машинку «пощупать своими руками и посмотреть своими глазами». Вам охотно помогут в автоцентре «CHERY-Мотовилиха» на КИМ, 75. Рекомендую это сделать, заодно и тест-драйв пройдете. А мы отправляемся в путь. Впереди – «линия Сталина».
Вообще говоря, Линией Сталина, по аналогии с Линией Маннергейма или, допустим, Линией Мажино называли цепь долговременных укреплений вдоль всей старой границы СССР от Карельского перешейка до Черного моря. Четыре укрепрайона этой мощной линии – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырский – находились на территории Белоруссии. К 60-летию Великой победы был создан Историко-культурный комплекс под открытым небом. Историческую основу музея составили ДОТы Минского укрепрайона. По довоенным чертежам было воссоздано то, что военные называют «инженерное оборудование местности». В экспозиции музея есть все виды окопов и траншей, блиндажи и бетонные ДОТы – зрелище невероятно впечатляющее. Добавить к этому еще и богатую коллекцию военной техники, артиллерии, танков и стрелкового оружия и становится понятно, почему мальчишек любого возраста, в том числе за 50 оттуда, что называется, за уши не оттащишь. Да и некоторых девчонок тоже.
А потом нам предложили прокатиться на танке. И пусть это был не легендарный Т-34 времен войны, а куда более современный плавающий легкий танк ПТ-76, который местами до сих пор стоит на вооружении. Все равно впечатления – незабываемые. Но на этом «военные» приключения не закончились. В состав историко-культурного комплекса входит еще и стрельбище, куда мы и отправились. Ну, честно говоря, на автомат Калашникова я еще в армии насмотрелся, но вот из пулемета ПКМС пострелял с удовольствием. И даже попал, по каковому поводу гордо расправил плечи. Но Калашников – это современность, а мы все-таки в историческом музейном комплексе. Поэтому, что называется «на закуску» нас угостили «трехлинейкой». Именно с этой винтовкой, а не с автоматом ППШ, которых в войсках было не так уж и много, Красная армия победила в Отечественной войне. Официальное ее название 7,62-мм винтовка образца 1891/1930 года системы С.И. Мосина. А трехлинейка, для тех, кто не в курсе, это от старого обозначения калибра. Линия – это 1/10 дюйма. Как раз 7,62 мм и получается, можете посчитать сами. Да, так вот, грохнули мы из трехлинеек так, что у некоторых особо нервных машин аж сигналки взвыли. Эффектно. Добавим к этому, что в музее нас встречали люди в шинелях и пилотках, словом, в полной антуражной форме времен Великой отечественной войны и скажем огромное спасибо организаторам пресс-тура за этот этап – было фантастически интересно.
Ну а наш дальнейший путь лежал в один из самых, пожалуй, посещаемых туристами замок Восточной Европы – Мирский. Изумительной красоты архитектурный ансамбль, некогда принадлежал князьям Радзивиллам. В конце XIX века опустевшее к тому времени родовое гнездо выкупил князь Святополк-Мирский, говорят, его в первую очередь привлекло название местечка – Мир. Сегодня Мирский замок входит в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В стенах замка было снято под десяток самых-самых различных фильмов, среди которых как добрая сказка «Горя бояться – счастья не видать», так и суровая военная драма «Снайпер. Оружие возмездия». Словом, будете в Белоруссии – не поленитесь, съездите. Не так уж и далеко, между прочим.
А нам, к сожалению, пора было выдвигаться в аэропорт, самолет ждать не будет. Кстати, по дороге влетели-таки в сильный дождь, а что вы хотели, осень… И вновь в зачетной книжке машины появилась жирная галочка: дождь был сильный, очень сильный, но CHERY TIGGO FL справился прекрасно. Честно говоря, когда приехали в аэропорт, даже как-то ключи от машины отдавать не хотелось. Но отдавать пришлось, надо было лететь домой. Ну, хотя бы затем, чтобы рассказать вам, друзья о том, как же это было здорово – намотать полтысячи километров на колеса по дорогам гостеприимной Белоруссии.
По материалам ak-mag.ru